Дэнни Эйндж задает в НБА новые стандарты перестройки. Это его историческая миссия по изменению баскетбола
Содержание:
- 1 «Сакраменто» (Джефф Петри)
- 2 «Сиэтл», Сэм Прести
- 3 «Миннесота», Кевин Макхэйл
- 4 «Нью-Джерси», Род Торн
- 5 «Вашингтон», Эрни Грюнфельд
- 6 «Бостон», Дэнни Эйндж
- 7 «Чикаго», Гар Форман
- 8 «Клипперс», Лоуренс Фрэнк
- 9 «Орландо», Джефф Уэлтман
- 10 «Новый Орлеан», Дэвид Гриффин
- 11 «Хьюстон», Рафаэль Стоун
- 12 «Оклахома-Сити», Сэм Прести
- 13 «Юта», Дэнни Эйндж
Понятие «перестройка» для НБА – штука довольно неоднозначная. Она приводит в восторг журналистов, которые торопятся побыстрее «взорвать» что-нибудь, что бессмысленно барахтается в болоте, а потом смаковать обмены, трансформирующие всю лигу и делающие ее еще более интересной. И при этом одно ее упоминание приносит душевные страдания болельщикам таких клубов, как «Вашингтон» и «Сакраменто»: для них в этом позитивном слове слышатся многолетние страдания, ошибки на драфте и кромешная безнадега.
В общем, весь вопрос упирается в то, что «вы не умеете ее готовить».
Кто умеет, так это Дэнни Эйндж. Вам скажут, что он ошибается на драфте, коллекционирует пики с упорством маньяка и чахнет над ними как упитанный кощей, игнорирует выгодные обмены (ну, и вообще у него нет сердца). Однако именно он на посту генерального менеджера «Бостона» выдал непостижимый трюк – провел перестройку так, что его клуб пропустил только один плей-офф, перезагрузился на ходу и дальше уже двигался по нарастающей с выходом в финал конференции, а затем и в финал НБА.
Его коллеги приучили к тому, что «перестройка» – это «процесс», это боль, без которой нельзя обойтись на пути к чемпионскому раю. Эйндж этот тезис растоптал: он скинул с парохода Гарнетта, Пирса и Рондо, а затем влез в плей-офф и в компанию «бултыхающихся» с костяком из Смарта, Томаса, Джеффа Грина, Саллинджера, Тернера… Вот только остальные бултыхались бессмысленно, а Эйндж одновременно строил потенциально чемпионскую команду (Хэйворд, Хорфорд, Ирвинг) и мечтал о потенциально чемпионской команде с драфта (Тейтум, Браун, Смарт). Бостон не относится к большим рынкам, на Эйнджа не упали ни Леброн, ни Дюрэнт, а на драфте он не отыскал Адетокумбо (хотя открыл его одним из первых и почти забрал себе). Однако Эйндж доказал, что это реально, что «перестройка» – это совсем не страдания, которые приходят на ум.
Появление Эйнджа в «Джаз» прошлым летом представлялось, скорее, пенсией. Он вернулся в почти родную ему Юту, чтобы сбросить перманентное давление, груз обидных неудач, разочарование в некоторых отмороженных философах, злость из-за нечистоплотных методов конкурентов… «Джаз» были на ходу, выигрывали регулярный сезон, получали индивидуальные призы, рассчитывали на взросление Донована Митчелла и на сыгранность основы, на точечные вливания. Ей уж никак не требовалась перестройка, лишь небольшая помощь. Эйндж придавал организации вес и защищал своим авторитетом непопулярные решения, но от него вроде бы не требовалось вновь становиться самым обсуждаемым персонажем лиги, полководцем, который вытаскивает людей из больницы и бросает их на паркет, не дает легендам доиграть в родной франшизе, не может прожить дня, чтобы кого-нибудь не обмануть.
Однако «Юта» тут же сломалась: суперважный для системы Инглс постарел и в итоге травмировался, депрессивная атмосфера логично породила слухи о грядущем уходе Митчелла, найти оптимизм под конец сезона уже не получилось ни у кого. В плей-офф «Джаз» проиграли не «Далласу», а самим себе – уставшим друг от друга, не верящим, что из этого замкнутого круга можно вырваться, потерявшим желание бороться…
И тут Дэнни Эйндж должен был прервать предпенсионную спячку. И напомнить, что именно сделало его профессором перестройки. А это не магия, не умение доставать жемчужины на драфте, не звездные свободные агенты, не какие-то особенные отношения с агентами или производителями спортивной экипировки…
Главное, что делает Эйндж – выжимает максимум возможностей, чтобы можно было совершать сколько угодно непременных в таком деле ошибок, но все равно довольно быстро и эффективно двигаться в выбранном направлении.
Звучит очень тупо и просто, так? Однако в НБА об этом знают только два человека: Эйндж и парень, который это придумал – генеральный менеджер «Оклахомы» Сэм Прести.
Давайте посмотрим на перестройки, которые проводились в этом веке. Здесь мы будем анализировать только короткие варианты, когда генеральные менеджеры раздавали лидеров в течение двух сезонов (иначе примеров затяжных перестроек в несколько этапов или перезагрузки вокруг альтернативного лидера будет намного больше). Это рассказ о резком сломе всей системы и о том, какой фундамент для построения новой образуется (а уже какие дальше пики накапливаются – это следующий процесс). И никак не Хинкинг, где тоже постепенно набираются активы, но команда и до того была без звезд и успехов.
Итак, до появления очкарика Прести принципы «перестройки» сильно отличались от общепринятых. Руководство отчаявшихся клубов старалось перезагрузиться совсем не за счет абстрактных пиков, а конкретных звезд (полузвезд, недозвезд, бывших звезд, будущих звезд), которые по задумке могли бы выйти на высокий уровень в более благоприятных условиях.
Выделим два классических случая.
«Милуоки», Эрни Грюнфельд (ушел в «Вашингтон», досталось Лэрри Харрису)
Август-2002 – июль-2003
Сбросили: Гленн Робинсон, Рэй Аллен, Сэм Кэсселл / также пик (Риднаур)
Получили: 1 пик (Ти Джей Форд), 1 молодой (Десмонд Мэйсон), 2 ветерана (Тони Кукоч, Джо Смит)
«Сакраменто» (Джефф Петри)
Февраль-2005 – январь-2006
Сбросили: Крис Уэббер, Пежа Стоякович / также Даг Кристи, Брайан Скиннер, Бобби Джексон
Получили: 0 пиков, 1 молодой (Сергей Моня), 4 ветерана (Рон Артест, Корлисс Уильямсон, Кенни Томас, Виталий Потапенко)
Обе ситуации похожи: «Сакраменто» и «Милуоки» считались топами своих конференций и должны были – по собственному мнению, но не по мнению судей – выходить в финал НБА (одни – в 2001, другие – в 2002). Однако затем наметился спад, приведший к разлагающей атмосфере: в «Сакраменто» – разлагающейся из-за сдавшего Криса Уэббера и объединяющего всех Владе Диваца, в «Милуоки» – из-за взрывоопасного сочетания тренера Карла и Энтони Мэйсона. И руководители предприняли попытки реанимировать пациента. «Бакс» притащили Карлу Пэйтона (тот убежал в «Лейкерс» в качестве свободного агента), Джо Смита и Тони Кукоча и влили немного свежей крови (не столько Мэйсон и Форд, сколько раскрывшийся Майкл Редд). «Кингс» же перестроились вокруг опального героя по имени Рон Артест и доказавших свое качество ветеранов (Мобли, правда, дернул в «Клипперс» как свободный агент).
Естественно, чуда не случилось.
На новых местах ветераны не помолодели телом (Кенни Смит, Джо Смит, Тони Кукоч) и не изменились характером (Гэри Пэйтон, Рон Артест, Бонзи Уэллс). Зато на фоне разрухи пробились крошечные ростки позитива: в случае «Кингс» – это Кевин Мартин, в случае «Бакс» – Майкл Редд, вокруг которых, собственно, и строились эти команды в последующем.
И это навело кое-кого на определенные мысли.
«Сиэтл», Сэм Прести
Июнь 2007 – февраль 2008
Избавились: Рэй Аллен, Рашард Льюис / также пик (Глен Дэвис), торговое исключение
Получили: 4 пика (Джефф Грин, Серж Ибака, Куинси Пондекстер – обменяли на Коула Олдрича, Родриг Бобуа – обменяли на Байрона Маллинса), молодой (Делонте Уэст), ветеран (Уолли Щербяк)
Пики второго раунда тут тоже считать не будем, потому что этой болезнью Сэм Прести заразился уже тогда.
Важна узловая идея: Прести показалось недостаточным просто сливаться и строить команду на драфте за счет собственных пиков вокруг уже имеющегося у него Кевина Дюрэнта. Совершенно не лишним было еще изъять все возможные ресурсы у остальных и добиться того же быстрее и успешнее.
Два человека из команды, которая должна была доминировать в десятые, пришли как раз с помощью устремленных в далекое будущее намерений Сэма Прести. В чем проблема Джеффа Грина, так и осталось не до конца понятным. Серж Ибака показался настолько важен, что его в итоге предпочли Джеймсу Хардену. Промахи на драфтах случались не намного реже, чем попадания. И все же это было радикальное изменение мышления, которое лишь по вечно неудачному стечению обстоятельств не отразилось в энном числе титулов.
Прести заполучил аж 4 чужих драфт-пика. И этот рекорд держался довольно долго.
«Миннесота», Кевин Макхэйл
Июль-2007 – декабрь 2008
Избавились: Кевин Гарнетт / также Рикки Дэвис, Марк Блаунт
Получили: 2 пика (Джонни Флинн, Уэйн Эллингтон), 3 молодых (Эл Джефферсон, Джеральд Грин, Себастьян Телфэйр, Мартелл Уэбстер), 3 ветерана (Райан Гомес, Тео Рэтлифф, Антуан Уокер)
«Нью-Джерси», Род Торн
Февраль 2008 – июль 2009
Избавились: Джейсон Кидд, Винс Картер, Ричард Джефферсон / также 1 молодой (Маркус Уильямс), Антуан Райт, Малик Аллен,
Получили: 2 пика (Райан Андерсон – обменян вместе с Картером, Джордан Кроуфорд – обменян на Дэмиона Джеймса), 3 молодых (Девин Харрис, И Цзяньлянь, Кортни Ли), 2 ветерана (Трентон Хасселл, Бобби Симмонс)
«Вашингтон», Эрни Грюнфельд
Февраль 2010 – февраль 2011
Избавились: Гилберт Аринас, Антуан Джеймисон, Кэрон Батлер / также Брэндон Хэйвуд, Дешоун Стивенсон
Получили: 2 пика (Кевин Серафин, Крис Синглтон), 1 молодой (Джордан Кроуфорд), 2 ветерана (Рашард Льюис, Джош Ховард)
Эрни Грюнфельд убегал от перестройки, но его вынудили на нее пойти буквально под дулом пистолета. Кек.
Гениальность Прести уже была понятна Никите Белоголовцеву, но еще не совсем очевидна для его коллег в НБА. Уже не только был вполне развит интернет, но и вовсю пахал DraftExpress, но к пикам в лиге по-прежнему относились примерно так же, как это делал старина Тед Степиен. Ключевая фигура в обмене Кевина Гарнетта – это выстреливший в предшествующем сезоне Эл Джефферсон. Ключевая фигура в обмене Джейсона Кидда – это претендующий на то, чтобы стать звездой, Девин Харрис. А в «Вашингтоне» чересчур воинственный костяк ветеранов Грюнфельд попытался заменить теми же ветеранами, но больше с уклоном в успокаивающую химию (Джош Ховард, Рашард Льюис и примкнувший к ним Эл Торнтон).
В общем, тактика оставалась традиционной: никаких пиков в мешке, только вполне осязаемые активы, даже если в их потенциал верилось на 1,5 процента.
Не нужно уточнять, что все три перестройки, проведенные таким макаром, продолжались чуть ли не до наших времен: ветераны привозили с собой исключительно скандалы и не могли предоставить хоть временную заглушку, молодые и близко не становились теми, кого в них видели, а до того, чтобы заполучить по максимуму активов, которые потом можно было бы пустить в дело, еще не додумались.
«Бостон», Дэнни Эйндж
Июль 2013 – февраль 2015
Избавились: Кевин Гарнетт, Пол Пирс, Рэджон Рондо / также Джейсон Терри, Джефф Грин, Док Риверс, Дуайт Пауэлл
Получили: 6 пиков (Джеймс Янг, Ар Джей Хантер, Джейлен Браун, Коллин Секстон – уехал в пакете за Кайри Ирвинга, Гершон Ябуселе, Арон Несмит) и 1 своп (Кузма/Фульц – стало Джейсоном Тейтумом), 3 молодых (Джей Краудер, Тайлер Зеллер, Маршон Брукс – обменян на Джоэла Энтони), 5 ветеранов (Кит Боганз, Крис Хамфрис, Джеральд Уоллес/Дэвид Ли, Брэндон Райт)
И тут пришел он – человек, напрямую познакомившийся с методами Сэма Прести. И сразу же установил рекорд по числу активов/пиков, который держался довольно долго.
В вакууме Эйндж как будто подтвердил то, что и без этого знали его коллеги, почему они так боялись драфт-пиков и всего, что с ними связано.
Взял Джеймса Янга раньше, чем Гэри Харриса, Родни Худа и Богдана Богдановича.
Забрал Ар Джея Хантера перед Кевоном Луни, Чеди Османом, Уилли Эрнангомесом.
Навсегда рассмешил весь мир выбором Гершона Ябуселе. Выше Паскаля Сиакама, Деджонте Мюррэя, Ивицы Зубаца.
Короче, не то чтобы он был безупречным гением в плане оценки талантов.
Зато общая стратегия позволяла не сильно переживать из-за неизбежных ошибок – «Селтикс» по-прежнему выходили в плей-офф, одновременно собирали будущего финалиста на драфте (ключевых игроков они взяли с использованием пиков «Нетс») и превратили эти самые пики в самую ходовую валюту лиги.
Эйндж пошел дальше Прести в том смысле, что он набирал все это не только для себя, но и для того, чтобы иметь наилучший из пакетов в тот момент, когда какая-нибудь звезда запросит обмена: утомился в королевской тени Ирвинг – «Селтикс» налетели первыми (на свою же голову, но это другая история), заканючил Энтони Дэвис – предложение «Селтикс» было бы более привлекательным, чем у кого бы то ни было еще, если бы Рич Пол не включил телегу о кровавом людоеде Эйндже, который готов обменять собственную мать и выталкивает на площадку людей на костылях…
Дэнни Эйндж устроил полноценную революцию в трейдерском деле – он взял открытие Сэма Прести и максимально раздвинул его границы.
Однако, похоже, в самой лиге это стало очевидно только после финала конференции в 2018-м. Вот это переломный момент в трансферной истории НБА.
Сравним перестройки до того, как работа Дэнни Эйнджа оказалась образцово-показательной, и после.
До:
«Чикаго», Гар Форман
Июнь 2016 – июль 2017
Избавились: Джимми Батлер, Деррик Роуз / также Тадж Гибсон, Дуг Макдермотт, Джастин Холидэй
Получили: 1 пик (Лаури Маркканен), 4 молодых (Зак Лавин, Крис Данн, Кэмерон Пэйн, Джериан Грант), 1 ветеран (Робин Лопес)
«Клипперс», Лоуренс Фрэнк
Июнь 2017 – январь 2018
Избавились: Крис Пол, Блэйк Гриффин / также Джамал Кроуфорд, Брайс Джонсон, Уилли Рид, Остин Риверс
Получили: 1 пик (Майлз Бриджес – обменян на Шэя Гилджес-Александера), 3 молодых (Тобайас Харрис, Монтрез Хэррелл, Сэм Деккер), 4 ветерана (Данило Галлинари, Патрик Беверли, Лу Уильямс, Бобан Марьянович)
Иными словами все еще вполне по классическим лекалам: сбрасываем сдувшихся/недовольных звезд и получаем обойму, составленную из вполне конкретных молодых игроков и приличных ветеранов. Из кучи игроков, которые выцепили «Чикаго» и «Клипперс», перестройку пережил лишь один – Зак Лавин. Что как бы в очередной раз продемонстрировало, что такой путь вряд ли можно считать оптимальным.
И после:
«Орландо», Джефф Уэлтман
Все в один дедлайн, март-2021
Избавились: Никола Вучевич, Аарон Гордон / также Эван Фурнье, Аль-Фарук Амину, Гэри Кларк
Получили: 3 пика (Франц Вагнер, 2023, 2025), 2 молодых (Уэнделл Картер, Ар Джей Хэмптон), 1 ветеран (Гэри Харрис)
«Новый Орлеан», Дэвид Гриффин
Июнь 2019 – ноябрь 2020
Избавились: Энтони Дэвис, Дрю Холидэй / также Кенрик Уильямс
Получили: 4 пика (Джексон Хэйз, Никил Александр-Уокер, Дайсон Дэниэлс, 2025, 2027) и 2 свопа (2024, 2026), 3 молодых (Брэндон Ингрэм, Лонзо Болл, Джош Харт), 2 ветерана (Стивен Адамс, Эрик Бледсоу)
«Хьюстон», Рафаэль Стоун
Ноябрь 2020 – март 2021
Избавились: Джеймс Харден, Расселл Уэстбрук / также Пи Джей Такер, Роберт Ковингтон
Получили: 5 пиков (Усман Гаруба, Тари Исон, 2023, 2024, 2026) и 3 свопа (2023, 2025, 2027), 1 молодой (Кристиан Вуд), 2 ветерана (Джон Уолл, Ди Джей Огастин)
Больше, больше пиков богу пиков. Из какой-то странноватой штуки, от которой вреда больше, чем пользы, пики буквально за пару сезонов превратились в спайс НБА: Тед Степиен когда-то умер за общие грехи, но пиковые наркоманы научились обходить правило, названное в его честь, при помощи свопов – обменов пиками в рамках конкретного драфта. Это вновь открыло перед некоторыми склонными к суициду индивидуумами возможность пожертвовать будущим на полдесятилетия вперед ради того, чтобы побороться за титул прямо сейчас. Этим летом мы даже подошли вплотную к рождению нового правила (скажем, правила Джозефа Цая) – если бы только Кевин Дюрэнт психологически (ха-ха) смял руководство «Нетс» и все же продавил заведомо проигрышный обмен, вновь погрузивший «Бруклин» в пятилетку беспросветности, а «Рокетс» тем временем превратились бы в доминирующую силу 30-х.
Это пока не состоялось.
Зато не обошлось без неистовой гонки по бесплей-оффной пустыне в исполнении Сумасшедшего Сэма (его роль играет Сэм Прести) и Несмертного Дэнни (несколько раз прооперированный и переживший изгнание из рая Дэнни Эйндж).
Как мы видели ранее, поначалу вперед вырвался Прести. Затем Эйндж рванул за ним и даже его обошел. В рамках новой перестройки, затеянной в 2019-м году, Прести побил рекорд Эйнджа. Вот только все это исключительно ради того, чтобы этим летом невыносимый старик снова взял верх и потряс пиками.
«Оклахома-Сити», Сэм Прести
Июль 2019 – декабрь 2020
Избавились: Пол Джордж, Расселл Уэстбрук / также Джерами Грант, Стивен Адамс
Получили: 10 пиков (Тре Манн, Джейлен Уильямс, Тео Маледон, Пол Уотсон, 2023, 2024х2, 2025, 2026х2) и два свопа (2023, 2025), 2 молодых (Шэй Гилджес-Александер, Тай Джером), 1 ветеран (Эл Хорфорд, дальше Кемба Уокер и еще один пик)
«Юта», Дэнни Эйндж
Июнь 2022 – to be continued
Избавились: Руди Гобер, Донован Митчелл / также Ройс О’Нил и остальные на выход
Получили: 10 пиков (Очаи Агбаджи, Уокер Кесслер, 2023х2, 2025х2, 2027х2, 2029х2) и два свопа (2026, 2028), 5 молодых (Лаури Маркканен, Коллин Секстон, Тэйлен Хортон-Такер, Леандро Больмаро, Джарред Вандербилт), 1 ветеран (Малик Бизли)
На наших глазах происходит нечто, не имеющее прецедентов. Но эти двое опередили остальных на световые годы и соревнуются исключительно друг с другом в области, которую даже их коллеги считают абсурдной. У Эйнджа в загашнике еще остались Джордан Кларксон, Боян Богданович и Майк Конли, из которых он намерен выжать хотя бы один пик первого раунда. Сумасшедший Сэм уже кусает локти.
Перестройка в обоих случаях (и у «Тандер», и у «Юты») не требовалась с точки зрения классического подхода. Какой-нибудь Эрни Грюнфельд отсидел в удобном кресле и с очень комфортной зарплатой еще целое десятилетие, сначала пять лет наблюдая за тем, как Расселл Уэстбрук и Пол Джордж или Донован Митчелл и Руди Гобер вылетают из первого раунда, а потом еще пять лет отдавая должное последним сезонам легенд. Первые двое оставались признанными суперзвездами на пике карьеры, вторые еще даже не вышли на пик возможностей. В чемпионство с ними не поверил бы никто, но до этого никогда не было такого, чтобы клубы сами ломали то, что явно не сломано.
Однако только Прести и Эйндж не наделяют слово «перестройка» негативной коннотацией. И потому идут на радикальные меры не тогда, когда об этом уже кричат принесенные в раздевалку пистолеты. Тоска первого раунда для них не менее удручающа, чем прозябание вне зоны плей-офф, которого все равно на определенном этапе не избежать. Прести и Эйндж уже задали несколько новых трендов в области обновления. Если и эти масштабные перезагрузки пройдут с не меньшим фейерверком, то не особенно примечательную наркоманскую гонку за пиками будут вспоминать как начало совершенно новой эры.