В следующем году Марина Яковлева отметит своеобразный юбилей — 50 лет назад она впервые попала на съемочную площадку.
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН
«После дождичка в четверг», «Михайло Ломоносов», «Шестой», «Московская сага»… — заслуженной артистке прекрасно удаются все роли без исключения. Единственный нюанс — она не любит создавать отрицательные, негативные образы. Может, поэтому в восприятии зрителей актриса — настоящая миссис позитив.
— Марина Александровна, 50 лет назад вы дебютировали в кино, но первая главная роль пришла через 10 лет в фильме «Благие намерения». Какие остались воспоминания о той работе?
— Меня очень радует, что спустя 40 лет этот фильм жив и актуален, что он вызывает отклики у зрителей. Я вижу комментарии в интернете, и мне очень приятно, что эта история полюбилась зрителям. Секрет успеха этой картины был изначально заложен в хорошей литературе, основой для сценария послужила повесть, которую написал Альберт Лиханов. К сожалению, известный детский писатель ушел от нас два года назад… И конечно, режиссер Андрей Бенкендорф сделал все возможное и невозможное, а самое главное — удачно подобрал детей на роли. Был очень сложный кастинг, и дети, снявшиеся в этой картине, оказались самыми настоящими маленькими актерами.
— Как вам работалось на съемочной площадке с Сергеем Варчуком? В интернете зрители пишут о том, что хотели бы увидеть продолжение этой истории, в которой вы сыграли влюбленных…
— С Сергеем мы не были знакомы до съемок, и когда он должен был приехать, все его с нетерпением ждали, говорили, что к нам едет советский Бельмондо!.. Мне было очень интересно, что это за Бельмондо такой, как раз на экраны вышел фильм «Не могу сказать «прощай». И вот он приехал — такой скромный, порядочный, настоящий семьянин: у него тогда был маленький ребенок, и я видела, какой он заботливый отец… С Сергеем было как-то легко и тепло, мы с удовольствием играли свои роли. Не могу вспомнить хоть какой-то негативной ситуации на съемочной площадке, настолько все происходило спокойно. Кстати, на моих творческих встречах зрители меня тоже спрашивают, почему у фильма нет продолжения, что стало с героями, особенно их интересует, поженились ли мы с Сергеем Варчуком… По поводу продолжения — это интересная идея. Мне самой было бы любопытно узнать, что же стало с героями спустя столько лет. Я дружу с сыном Альберта Лиханова, Дмитрием Альбертовичем, и при встрече обязательно скажу ему, что есть такие пожелания.
«НА ТАЛЫЗИНУ Я ВСЕ-ТАКИ НАКРИЧАЛА»
— Часто актеры, рассказывая о давних съемках, вспоминают какие-то старые обиды, достают «скелеты» из шкафов. А вы всегда стараетесь как-то обходить острые углы, обходитесь без негатива…
— Если случался какой-то негатив, я всегда старалась уходить от этого. И потом не все же можно рассказать… Например, когда молодые актрисы меня спрашивают, как поступить в той или иной ситуации, я всегда советую в каких-то острых моментах включать юмор, рассказать смешной анекдот. В анекдотах заложено много житейской мудрости, можно разрядить накалившуюся обстановку. Мы все поначалу ранимые, тонкие, и только с годами вырабатывается защитная реакция.
— А как же соперничество между актерами? Порой оно переходит все границы, и мы видим плачевные результаты…
— Несмотря на соперничество, я все равно стараюсь относиться ко всем доброжелательно. Куда бы ни попала, знаю одно — доброжелательное отношение во время съемочного процесса каким-то волшебным образом передается зрителю через экран. Если кто-то что-то недовольно «прошипел», не надо обращать на это внимания. Иногда на съемочную площадку приношу с собой пирожки, конфеты, чтобы попить чайку, чтобы появилось расположение, чтобы стало в коллективе тепло. Самое главное — это дружелюбная атмосфера. Не спорю, бывает, что соперничество переходит дозволенные границы. В этом случае надо стараться не вступать в перепалку, не накачивать негатив. В душе, конечно, неприятно от такого отношения к себе, но надо абстрагироваться, закрываться и работать над ролью. Знать, что у тебя есть достойная цель, и это самое главное. Еще из самого важного — никаких личных отношений с режиссером во время съемок. Этому меня научила Валентина Талызина много лет назад. Моя первая большая роль была в картине «Сцены из семейной жизни», где мы вместе с Валентиной Илларионовной снимались. С тех пор дружим, и я многому у нее научилась.
— Это было 45 лет назад, тоже круглая дата. И Валентина Талызина, которая славится непростым характером, сразу вас приняла?
— Поначалу мне было с ней сложно. Моей героине надо было ругаться, выяснять отношения со взрослыми. Валентина Илларионовна играла мою мать, и нужно было с ней конфликтовать. Талызина требовала, чтобы я на нее ругалась, а я играла жалостливо, робко. Спрашивала ее во время разговора: «Мама, ну как ты могла?» Все начинали сочувствовать мне, а не Талызиной. И Валентина Илларионовна пыталась меня как-то обозвать, ущипнуть, чтобы я накричала на нее. Наконец, в какой-то момент она не выдержала, схватила палку и сказала: «Если ты сейчас не сыграешь, я не знаю, что с тобой сделаю!» Когда началась съемка, я постаралась и очень сильно на нее наорала. Слава богу, это был последний эпизод в картине, где мы были вместе. А потом она мне сказала: «Маринка, как хорошо, что ты на меня не обиделась». Вот с тех пор мы с ней дружим и даже играли в спектаклях…
«СЫНОВЬЯ – МОЯ ОПОРА»
— По поводу обид: не обиделись, что комедийный сериал, в котором вы недавно снялись вместе с Еленой Сафоновой и Татьяной Орловой, назвали «Старушки в бегах»? В комментариях зрители возмущаются: мол, слово к красивым и энергичным актрисам совершенно не подходит.
— Вы знаете, изначально сериал назывался «В бегах», и даже на хлопушке было так написано. Видимо, продюсеры решили нас не расстраивать «старушками», но мы все равно не обиделись. Мы очень хорошо сработались с Леной Сафоновой. С ней всегда приятно работать, у нас был когда-то совместный спектакль, она потрясающая актриса и глубокий человек. А Таней я просто восхищаюсь, она яркая индивидуальность, и это большой плюс в работе, когда восхищаешься своими партнерами.
— Но говорят, что актрисы не могут между собой дружить искренне…
— Может быть, есть такое, но это скорее связано с большой занятостью. Например, в нашем сериале мы попросили один вагончик, чтобы повторять между собой текст, и вполне нормально дружески общались. Но, конечно, мы уже сложившиеся люди, у каждого своя жизнь, и никто не собирается ни к кому лезть в дружбу. Мы общались деликатно, не навязываясь в подруги.
— В сериале поднимается сложная тема, как дети избавляются от пожилых родителей и выпихивают их из собственного дома. Вы с такой проблемой хоть отчасти знакомы?
— Это серьезная проблема. Когда дети маленькие, ты их растишь. А когда вырастают, получается, что жить вместе невозможно. Но я, например, никогда не лезу в семью своего сына, стараюсь тактично обходить все вопросы. Они выбрали друг друга, и зачем я буду что-то советовать, обсуждать, как она убирает, как готовит? К счастью, мы живем раздельно. А в нашем сериале люди не могут разъехаться, и как результат — молодые выкидывают мать из квартиры. Конечно, это ужасно. Я считаю, что именно детям надо уходить из квартиры, например, мои молодые взяли ипотеку и очень довольны.
— Может быть, матери отчасти виноваты? Не могут оторвать от себя сыновей, постоянно требуют внимания?
— Я тоже иногда нервничаю: почему не звонит? А потом думаю: ну зачем я буду его все время дергать? Никто никому ничего не должен. Я эти слова запомнила от своей свекрови. А потом прочитала в духовных книгах, что ребенок — это не наша вещь. И надо вовремя уметь отпускать. Вот это мне запомнилось… У меня нет претензий, обид, что не позвонил, но детям пишу, конечно, эсэмэски и вижу, что им приятно. Мы не оторваны друг от друга, но никто ни на кого не давит.
— У вас двое сыновей. Они вам помогают?
— Конечно. Вот у меня упал мобильник в воду, и вдруг оказалось, что это целая жизнь! Никто не может позвонить, надо куда-то поехать, встретить, а ты не можешь, потому что нет телефонной книги. Не можешь деньги перевести… Позвонила сыну, и он решил мои проблемы. В тот же день мне привезли новый телефон. Так что смело могу сказать: мои сыновья — моя опора.